Вторник
19.03.2024
13:57
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мастерская домашнего творчества "Литали"
г. Зеленоград
Главная Регистрация Вход
Декоративное золочение »
Мастерская Литали

Добро пожаловать!

Новости: [27.02.2019]
Новые занятия для "взрослых" детей
Новости: [14.11.2018]
Занятия в преддверии праздников
Новости: [26.10.2018]
Подготовка к Новому году!
Новости: [15.09.2018]
Начало творческого сезона!
Новости: [07.07.2018]
Декорируем предметы объемными картинками
    Декоративное золочение.

   Блеск, сияние, дорогой и благородный вид приобретает изделие после его "золочения". 
   Золочение активно использовалось в далеком прошлом нашими предками.  Благодаря своей пластичности золото может быть расплющено в тончайший лист или проволоку, которая использовалась для придания изделию вида "Сделано из чистого золота".  Листовой метод, заключающийся в наклеивании тончайших лепестков золота, используется и по сей день. Огневой метод основан на нагревании соединения золота и ртути на изделии, в результате чего ртуть испаряется, а золотое покрытие остается на поверхности. Можно себе представить, каково было нашим предкам дышать испарениями ртути. Этот "вредный" метод больше не используется.  На сегодняшний день активно применяется гальванический метод.  Золото осаждают на поверхности из химического раствора, пропуская через него электрический разряд. 
   Множество приемов золочения заставляет удивляться  человеческой изобретательности.  Меня впечатлил метод приклеивания листового золота на чесночный сок, используемый в качестве клея и увлажненный дыханием, для появления "отлипа". Интересен метод «утапливания» золота в водке для ровности нанесения. Водка на клеевом слое "втягивает" сусальный лист и затем испаряется. Также достоен внимания метод приготовления "творёного золота" путем растирания сусального золота с дистиллированной водой и гуммиарабиком....
   Способы золочения листовым сусальным золотом различны, но есть общие правила, без которых качество пострадает. "Фундаментом" для золочения выступают животные и мездровые клеи, позолотная глина (паста) красного, желтого и черного (для придания оттенка золотой пленке) цветов, клеящие составы-полименты, морданы, микстьены, грунт-левкас и прочие трудные (для слуха простого обывателя) названия. Для покрытия используются «античные» битумные лаки.  Инструментами выступают кисти-лампемзели, агатовые зубцы, ножи позолотчика...  Ну как? Желание позолотить дома рамочку для фотографии не пропало?.. Нет? Тогда стоп, стоп! Не покупайте все это по списку!  Не надо!  Скажем спасибо техническому прогрессу и будем золотить в домашних условиях, упрощая, ускоряя и значительно удешевляя процессы золочения. 
                                                     
           Золочение поталью.

   Поталь - листовое покрытие из сплава меди с цинком, имитирующее золотое, серебряное или бронзовое покрытие. Продается в листах, книжечках и рулонах. Поталь бывает:
   -  свободная.   Золотые листы проложены тонкой калькой. Подходит как для золочения на горизонтальной плоскости, так и на рельефе. 
   -  трансферная.  Каждый "золотой" лист под давлением помещен на кальку или шелковую бумагу. Она удобна для декорирования вертикальных поверхностей, но совсем непригодна для золочения объемных элементов.
   -  в крошке.  Просто раскрошенные золотые листики.  Крупная и мелкая крошка.  Практически, это отходы производства.  Удобство такой крошки заключается в повсеместном заполнении фактурной поверхности. Интересен декоративный эффект при смешении золотых, серебряных и бронзовых листочков друг с другом в разных пропорциях и хаотичном нанесении на ровную поверхность. А на рельефе такая "цветная" крошка нежелательна, так как зрительно теряются очертания рельефа под блеском и "разноцветностью". 
   -  оксидированная.  Это поталь, подвергнутая процессу химического окисления, после которого на золотом листе образуются красивые разводы в красных, синих, черных и других тонах. 
   При "домашнем" золочении свободной поталью деревянной поверхности необходимо тщательно отшлифовать поверхность.        Вместо специального грунта можно использовать обычный грунт по дереву.
   Цветную глину традиционного красного, желтого или черного цвета можно заменить акриловой краской тех же цветов или, отклоняясь от классических установок, дать волю фантазии и покрасить изделие зеленым или голубым... Красиво выглядит золото на голубом! Золотые листы при наклеивании могут дать трещины или пробелы, сквозь которые будет виден окрашенный слой. Швы и трещины усиливают "антикварность" и "благородство". Можно подстраховаться от "треснутости", нанося в основание золотую или серебрянную краску. Не говорите только: "А зачем же тогда поталь, если мы наносим золотую краску?.." Поверьте, золочение поталью выглядит иначе.  Это того стоит. 
   Клей для потали (молочко для золочения или полимент) бывает на разной основе: водной, спиртовой или масляной. Выбирайте сами. "Масляное" золочение более глянцевое по сравнению с "водным".  Но водные полименты быстро сохнут и почти не пахнут. Спиртовые полименты  в отличие от водных  хорошо ложатся на водоотталкивающие поверхности с низкой адгезией (сцеплением), например, на стекло, керамику. Водный и спиртовой полименты подходят только для внутренних работ, а вот "масляный мордан" можно использовать и для внешних работ. Наносим клей тонким, ровным слоем обычной синтетической кистью и ждем, пока он высохнет до состояния "отлипа" (легкой, не пачкающей пальцы, липкости). 
   Для нанесения потали кисть-лампемзель из натурального волоса вполне можно заменить мягкой синтетической кистью, но помните, что кисть должна быть широкой (как вариант, веерная кисть)  и не использоваться для других работ, тем более лакокрасочных. Не нужно её мочить даже в воде, лучше просто очищать, стряхивая с неё остатки золотой пыли. Листик потали с кальки аккуратно переместить на поверхность и разгладить, прижимая кистью. Руками желательно не касаться потали, либо нужно работать в перчатках. Маленькие кусочки потали можно подхватывать на кисть, предварительно наэлектризовав ее о свои волосы. После полного приклеивания потали, сшелушить неприклеенные излишки кистью и слегка отполировать мягкой тряпочкой, например фланелью.
   Золочение поталью нуждается в защите от механических повреждений и окисления, так что покрытие шеллачным лаком обязательно.
   Желание состарить золоченую поверхность можно удовлетворить, используя битум для дополнительного покрытия, он затемнит поверхность. Цвет потали можно изменить, покрыв слоем цветного лака. При золочении по рельефу оправдано старение с использованием специальных окислителей. Наносим окислитель по впадинам рельефа, последует химическая реакция. Произойдёт помутнение и "позеленение" золота.  

   Для закрепления этого материала хочу представить вам несложные мастер-классы с использованием техники золочения свободной поталью на деревянной и стеклянной поверхности, а также травление потали уксусом.
                                                      

 "Золотой лимончик"
  (работа на стеклянной поверхности).



Для работы нам потребуется:
- клей для потали на спиртовой основе,
- золотой контур,
- золотая поталь,
- лак на шеллачной основе.

   

   Обезжириваем стеклянную поверхность, протирая ватным диском, смоченным в спиртовом растворе. Наносим контуром рисунок лимона и цветов. Можно обвести шаблон или готовый рисунок, расположив его под стеклом. 

  

   Просушиваем контур и заполняем "внутренность" рисунка клеем для потали на спиртовой основе. Срезы лимонов понятнее и изящнее выглядят при частичном заполнении рисунка (корочка и косточки). Сушим до состояния легкой, не пачкающей пальцы, липкости (отлипа). Технологическая готовность поверхности для нанесения потали наступает примерно через 1-2 часа. Берем на кисть листик свободной потали, прижимаем и разглаживаем на поверхности. 



   Излишки "золота" аккуратно сшелушиваем кистью. Затем слегка полируем мягкой х/б тряпочкой до блеска и гладкости. Покрываем все "золотые" участки шеллачным лаком в два-три слоя с просушкой.
   Все готово! Лимончику в таком домике будет неплохо.

Кухонные подставочки под заварочный чайник
(использование оксидированной потали по рельефу).



Нам понадобятся:
- акриловые краски (белая и цветные),
- клей ПВА,
- салфетка с подходящим рисунком,
- оксидированная поталь,
- шеллачный лак.

     

   Поверхность подставочек шлифуем. Используем в качестве грунта клей ПВА, а после просушки наносим белую акриловую краску тонким слоем. Сушим и еще раз слегка шлифуем шкуркой. Вырываем рисунок из салфетки. Он не обязательно должен быть по размеру гладкого окошка, мы сделаем продолжение рисунка на резной поверхности обрамления. Приклеиваем салфетку, следуя от центра к краю сначала в окошке, а затем по резьбе, аккуратно укладывая ее на верхней части, не вдавливая во впадины.  Когда салфеточка немного подсохнет и надежно пристанет к поверхности, можно кисточкой с клеем прорвать ее, высвобождая впадины резьбы.

   

   Следующим этапом дописываем фон губкой, а по впадинам проходимся кисточкой. После высыхания наносим клей для потали только по рельефу, и через 20 - 30 минут можно накладывать поталевый листик, аккуратно прижимая и разглаживая его кистью. Излишки потали сметаем и полируем х/б тканью.

    

   В конце работы наносим шеллачный лак на всю поверхность. Таким же способом декорируем подставочку без рисунка. 

Панно "С красной бабочкой"
(травление потали).



Нам понадобятся:
- два деревянных панно, 
- лента для подвеса,
- салфеточные мотивы, 
- золотая поталь,
- клей для потали на водной основе,
- шеллачный лак,
- девятипроцентный уксус, 
- крупная соль.

  

  Шлифуем, грунтуем, белим  наши панно и окрашиваем зеленой краской. Я не очень люблю "пластмассовый зеленый" цвет, но в контрастной работе такой цвет будет даже очень кстати. Покрываем панно клеем для потали. Ждем технологической готовности (как "скотч на отлип") и наносим поталь, разглаживая и прижимая ее кистью. 

  

   Насыпаем на поверхность крупную соль, смачиваем мягкое полотенце уксусом и покрываем наши "золотые" панно. Время окисления - минут тридцать. Можно подглядывать за процессом и остановить его раньше, когда результат нас устроит.

  

   Затем удаляем соль, вытираем насухо наше изделие и выполняем декупаж. В завершение покрываем лаком и закрепляем ленты.


   Вот такую не простую тему домашнего золочения я затронула сегодня, разложив по  полочкам возможные нюансы это процесса. Надеюсь, это поможет вашему творческому росту. Желаю всем удачи! По всем вопросам звоните, постараюсь ответить. Лида.





Copyright Litali © 2024