Древесный материал в декоративном деле.
Древесина - материал, который активно используется с давних времен для строительства, изготовления предметов мебели и быта. В декоративно-прикладном творчестве мы часто используем деревянные необработанные заготовки.Спешу обратить внимание на заготовки с красивой текстурой, которую не хочется прятать и закрашивать, а хочется наоборот - подчеркнуть "древесность" изделия, задекорировать предмет в рустикальном или "кантри" стиле. Проведу небольшой, любительский экскурс в древесные "недра" для понимания материала, с которым мы работаем и способов его заготовки.
Текстура древесины - это естественный, природный рисунок, образованный волокнами, годичными слоями, сердцевинными лучами, различными по цвету и плотности. Текстура и цвет зависят от породы и возраста дерева. Годичные кольца дерева состоят из двух слоев: обращенной к сердцевине ранней, мягкой, образованной в вегетационном периоде, и более плотной, обращенной к коре, поздней части. У хвойных пород эти части ярко выражены по цвету и контрастно подчеркивают рисунок.
При получении дощатого материала большое значение имеет способ распила древесного ствола.
1. Поперечный распил - это срез поперек ствола, и получается круглая заготовка с четкими годичными кольцами.
2. Чем менее выражена текстура дерева, ровнее "полосатость" рисунка, тем качественнее, прочнее и дороже доска, имеет место так называемый радиальный распил дерева, проходящий ровно через сердцевину.
3. В случае тангенциального распила досочки "режутся" со смещением от центра и имеют волнообразные рисунки годовых колец. Вот о таком материале и хочется поговорить. В строительстве и мебельном производстве он не самый лучший - по коэффициентам усушки и разбухания в два раза хуже "радиальных" досок, а в декоративном деле - как раз наоборот, больше ценится. Особенно, если древесина имеет дополнительные дефекты в виде сучков, свилеватости волокон, глазков неразвившихся почек.
Теперь перейдем к типам дощатых конструкций.
—Во-первых, цельномассивный материал. Тут все просто. Это целая, выпиленная из одного куска дерева, доска. Массив может быть сращенный или клееный, главное чтобы все части состояли из одной породы дерева.
—Клееная доска - доска, состоящая из нескольких пластов древесины, склеенных по толщине или ширине.
—Сращенная доска - это склеенная по длине доска с использованием шипового соединения (соединение выглядит зигзагообразно).
Весь этот материал подходит для работы. Разница только в его стоимости. Есть, конечно, и нюансы относительно качества изделий отдельных производителей. Например, при склеивании древесины разных пород или разной степени усушки или при склеивании "не по волокнам" - впоследствии такая доска деформируется, выгибается, что портит вид готового изделия. Бывает, что используют клей недостаточной прочности и при дальнейшей обработке изделие может расслаиваться. Встречаются и другие недостатки, столкнувшись с которыми, нужно попросту решить для себя, насколько важно или нет покупать подобные заготовки для работы.
Итак, у нас в руках изделие из дерева с красивой текстурой. Ее можно травить, морить, вощить, обжигать, красить и т.п., главное - использовать материалы, не позволяющие исчезнуть нашей текстуре, а призванные, наоборот, подчеркнуть ее.
Один из известных способов - это браширование поверхности - выявление текстуры, путем выборки жесткой щеткой мягких древесных волокон. Такую поверхность можно дополнительно окрасить и выполнить на ней роспись, декупаж, применить трафаретные техники.
Предлагаю вам необычный способ декора деревянной текстурной дощечки- накладки. Я использовала древесный рисунок, который уже оказался готовой картинкой, просто немного подкрасив его в нужные цвета, получила морской пейзаж.
Дощечку с рисунком почистила жесткой щеткой и покрыла фиолетовой акриловой краской, разведенной с водой до очень жидкого состояния, просушила.
Дорисовала детали неразбавленными акриловыми красками.
Кистью с черной краской затонировала края.
Получившееся панно приклеила на деревянную газетницу-сумочку.