Работа с салфетками.
(профилактика и исправление ошибок)
Как правильно, хорошо и гладко приклеить салфетку? Как исправить возможные ошибки и не допустить различных дефектов в работе с этим капризным, но очень достойным материалом в декупаже? Я помогу Вам разобраться с этими и прочими трудностями, возникающими в Вашем творческом процессе.
Если Вы только в начале пути знакомства с салфеточной техникой, то следует сразу учесть некоторые важные моменты:
1. крупные мотивы приклеить гораздо сложнее, чем мелкие.
2. Чтобы сохранить в «форме» мотив со строгими, четкими, тем более геометрическими линиями, нужно очень постараться. Для начала выбирайте более расплывчатые или рваные края.
3. На однотонных участках - «огрехи» будут более заметны, чем на пестрых.
4. Самые первые приклеенные участки получаются наиболее удачными
5. Подобрать цвет краски (даже при смешивании) один в один, с цветом салфетки трудно.
И еще ряд нюансов, с которыми вполне можно справиться. Важно не торопиться, постепенно набивать руку и не бояться возможных ошибок, а научиться их исправлять.
Способ приклеивания салфетки, в общем таков. Вы прикладываете мотив к сухой поверхности и наносите клей поверх салфетки, двигаясь от центра к краю и по кругу – приклеивая сегмент за сегментом, не пропуская отдельные участки, то есть, рисуете лучики солнышка из центра. Не торопитесь, так как салфетка должна успеть пропитаться клеем и растянуться. Прижимаете ее к поверхности достаточно уверенно, желательно с первого прохода кистью по салфетке, она - маловероятно порвется сразу. Выгоняете пузыри воздуха из-под салфетки к краю. Долго «гулять» кистью с клеем по мотиву не стоит, он может порваться, потянуться и полинять. Можно дополнительно разгладить пальчиками, но (важно!) не сухими, а смоченными в воде, иначе салфетка приклеется к пальцам. Обращаем внимание на края мотива, они не должны отставать.
Когда у вас нет необходимости в создании фона и разных премудростей, а нужно только приклеить салфеточный мотив целиком по форме изделия, вам подойдет следующий способ. Вырезаете мотив четко - по форме изделия и расслаиваете его. На поверхность изделия нужно нанести клей и дождаться его высыхания. Затем раскладываете салфетку на предмете, накрываете ее бумагой для выпечки и проглаживаете горячим (Х/Б режим) утюгом. Как изделие остынет, нужно покрыть всю салфетку дополнительно слоем клея. Данный способ применим к гладким, ровным деревянным поверхностям (подносы, разделочные доски).
Если нужно приклеить длинный бордюр или сильно вытянутый мотив, можно клеить его, начиная с одной, выбранной стороны (короткой, конечно же) с края. Но опять же, не забываем, что салфетка тянется и нужно примерно определить, где она закончится, чтобы рисунок у нас не «уехал» за пределы изделия.
Одна из наиболее частых трудностей это - деформация - «сворачиваемость» салфетки. Пройдя половину пути, обнаруживаем, что еще не приклеенная часть салфетки деформируется «пузырем» в форме месяца. Не нужно пытаться сразу приклеить этот пузырь, а смочить его - пока он на весу – клеем, дать растянуться от намокания и под тяжестью клея и, затем аккуратно, разглаживая от центра к краю, приклеить эту часть. В этом случае салфетку легче будет приклеить без морщин, а если поверхность сложно-изогнута, то свести «морщинистый» дефект к минимуму.
Еще трудность при приклеивании. Мы идем, планомерно приклеивая мотив, по кругу, и под конец обнаруживаем большой пузырь – целый сегмент, который при прижимании его к поверхности обязательно превратится в толстую складку. Это часто случается, если приклеиваем большой рисунок, поскольку салфетка может вытянуться до полу сантиметра. Можете представить себе, как выглядит вздутый полусантиметровый сегмент, и как он может все испортить. С самого начала нужно готовиться к этому финалу и при приклеивании салфетки по кругу, постоянно припосаживать ее слегка или делать мелкие складки на участках, которые по рисунку своему позволяют их сделать незаметными.
Одна из ошибок, обрезанный мотив. То есть конец листика или цветка «ушел» за край салфетки еще в производстве, и получается ровно «обрубленный» лист. Один из вариантов просто дорисовать его. Другой – оторвать (не отрезать) мелкий кусочек из части оставшейся салфетки по цвету и тону подходящей нашему лепестку и просто надставить его, сформировав край нашего листика. Важно! Место состыковки частей, должно быть оборвано, а не отрезано! Попытки красиво совместить две ровно обрезанные детали, чаще всего неудачны и требуют «красочной» доработки.
Еще ошибка. Мы создали фон, приклеили картинку, но она в результате сморщилась, и не страшно, если бы это оказался пестрый, цветочный букет, но вот лицо человека! Не порядок! Оторвать сразу сморщенную салфетку не рекомендую, за ней может потянуться наш сложный фон (у меня в примере красочное кракле). Один из вариантов – аккуратно вырвать «лицо» из другой салфетки, место под него (то есть сморщенное лицо) покрыть белилами при помощи губки, после высыхания слегка подшлифовать шкуркой №0 и затем наклеить новое лицо. Следите за тем, чтобы белила не выступили из под «нового лица», но если так произошло, то подкрасьте слегка, эти места подходящей по тону краской. Да! И если я пишу «слегка», то имею ввиду именно это, поскольку, частенько, страх, что «будет просвечивать», приводит к плоскому новому цветовому участку. Такую подкраску возможно сделать губкой в несколько легких касаний.
Вы приклеиваете мотив, а часть его просто свернулась под кистью и порвалась, то ли от переизбытка клея, то ли от сильного нажима. Аккуратно извлеките этот скомканный кусочек и вклейте новый, обязательно вырванный из другой, такой же салфетки. Сгладить неровности можно шлифовкой после неоднократной лакировки. А места стыков слегка подкрасить. На подносике, который я привела в пример, салфетка очень красивая, но клеится безобразно: тянется, рвется, деформируется. Нужно было очень постараться сделать работу с ней достойной. Надеюсь Вас утешит тот факт, что полученный «сморщенный» результат, в большей степени, зависит от качества салфетки, а не потому, что у Вас «руки-крюки». Салфетки настолько бывают разные: рыхлые, сильно тянущиеся, наоборот – не эластичные, линяющие и пр. Так, что ни в коем случае, не ругайте себя, а старайтесь «подружиться» с невоспитанной салфеткой.
Брак салфетки – непрокрашенный участок – обнаруживается, чаще всего уже после расслаивания салфетки, то есть, когда она максимально расправлена. Если не можем отказаться от мотива, то доклеиваем выщипанными кусочками из остатков похожей по цвету салфетки. И/или дописываем его. Еще один из браков салфетки – плохо пропечатанный, с искажением рисунок. Здесь без тщательной дорисовки не обойтись, если не сказать – без полной перерисовки. Это единственный случай, когда я выбрасываю салфетку.
Если, при окрашивании дополнительных деталей нашего предмета, мы не попали в цвет сюжетов на салфетке… Скорее всего - это будет не очень заметно, но общую дисгармонию в работу внесет. В этом случае просто подкрашиваем частично наш рисунок цветом, который мы развели для покраски. То есть, внедряем его в уже раскрашенный мотив. Главное не переборщить и не перекрасить рисунок. На моем бидончике небесно-голубой бордюр – это я сама краску разводила и кувшинчик на салфетке, хоть и голубой, но по оттенку сильно отличный. Я сначала долго не могла понять, что же диссонирует в моей работе, а это вот такая - казалась бы - мелочь. Я взяла тонкую кисть и ввела мой небесно-голубой на отдельные части кувшинчика.
На одном из замечательных способов приклеивания салфетки без складок при помощи файла, я подробно остановилась в фото-мк "Елка в доме".
Я думаю, что много еще нюансов, которые я не осветила в этой статье, разве все упомнишь сразу? Так, что задавайте вопросы, и я здесь же (в дополнение) на них и отвечу. Лида
|