Вторник
19.12.2017
01:26
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Мастерская домашнего творчества "Литали"
г. Зеленоград
Главная Регистрация Вход
Техника «кракле» в декупаже »
Мастерская Литали

Добро пожаловать!

Новости: [14.12.2017]
Огонек для детей!
Новости: [23.11.2017]
Новый, потрясающий шар...
Новости: [29.10.2017]
Активная подготовка к Новому году
Новости: [09.09.2017]
Первые шаги в декупаже
Новости: [26.08.2017]
Вышиваем косметички

Техника «кракле» в декупаже: идеи по совершенствованию

Одна из интересных тем в декораторском искусстве – имитация состаривания поверхности. Во-первых, она интересна с технической точки зрения – владение приёмами старения предметов, умение заставить растрескиваться и стариться свежевыкрашенные поверхности. Во-вторых – с визуальной. Искусно выполненное старение даёт нам возможность наслаждаться вещью с налётом истории…

Способы бывают разные, но сегодня мы коснёмся лишь одного из них – старения при помощи специальных кракелюрных (от французского слова craquelure - "трещина") составов. На занятиях мы изучаем возможности однокомпонентных и двухкомпонентных кракелюрных лаков. Последовательность нанесения, время сушки и прочие технические тонкости можно уточнить в инструкции или освоить на занятии. В статье я хочу не столько рассказать о способах применения лаков, сколько предложить ряд идей, которые разнообразят Ваши работы, и раскрыть нюансы "поведения" лаков в различных условиях. Давайте слегка повысим квалификацию при использовании этой техники.

Работа с однокомпонентным кракелюрным лаком

Алгоритм работы с лаком таков: окрашиваем поверхность, сушим, наносим кракелюрный лак, сушим и затем наносим контрастную краску.

Начнём с первичного окрашивания, то есть с определения того, какого цвета у нас будут трещины:

  • Однотонными. Здорово.
  • Если мы первый слой сделаем разноцветным, то в конце работы у нас получатся цветные трещины. Отгадать, какие цвета возобладают в итоге, сложно, но результат будет однозначно интереснее.

Вот как, к примеру, я декорировала зеркало. Первым слоем я нанесла красную и золотую краску. Затем покрыла изделие однокомпонентным кракелюрным лаком и следом - краской ванильного цвета грубыми длинными мазками. Трещины в результате красные, но местами с золотистым отблеском. Мотивы – девушки-комсомолки-спортсменки из рисовой карты. И последнее, замечу, обязательное действие: любая «треснувшая» поверхность нуждается в нанесении финишного лака.


  • Можно окрасить небольшой участок, предназначенный для растрескивания.
Например, как в истории с часами. Сначала я покрыла заготовку белой краской, затем нанесла красно-коричневую краску только по тому участку, где предусмотрены трещины. Я не окрасила всю поверхность красным, чтобы всё небо голубого цвета не приняло лёгкий красный оттенок, - меня интересовали только небольшие трещины по центру моей картины. Кракелюрный лак я, естественно, наносила только на красный участок, слегка подсушила и затем, при помощи губки, тампонирующими движениями нанесла голубую краску в цвет неба на салфетке. Сразу проступили маленькие красные трещины, что мне и требовалось:


Теперь о втором красочном слое, который ляжет на кракелюрный лак и будет основным цветом фона. Характер трещин зависит от того, наносим мы его

  • кистью:

- в одном направлении (по горизонтали или вертикали),

- как придется (хаотично),

- короткими или длинными мазками


  • губкой - тампонирующими движениями. (Да, кстати, присмотритесь: на разделочной доске с испанской домохозяйкой просматриваются разноцветные трещины. Это к вопросу разноцветного первого слоя.)

Здесь также можно нанести красочный слой по всему предмету, а можно и частично:


Можно красить мазками разного оттенка или цвета. На разделочную доску я нанесла первый слой, используя три цвета: умбра, старое золото и зелёный. Затем всё покрыла кракелюрным лаком инанесла второй слой мазками: где-то белый, где-то охра - как придётся. Мотив с овощами приглянулся уже после создания фона:


Так же можно поступить и в случае тампонирования поверхности губкой. Просто «черпаем» с поверхности палитры, как на следующем примере, то лиловую, то зелёную краску:


Ещё вариант. На доске с вишнями я с самого начала вычертила от края толстую рамку, окрасила её золотой краской, а центральный прямоугольник – бордовой. Затем нанесла на всю поверхность кракелюрный лак и вторым слоем аккуратно нанесла на золото – бордовый, а на бордовый – бледно-жёлтый. Вот что получилось:


Работа с однокомпонентным 2хшаговым кракелюрным лаком

Это кракелюрный лак, который относится к однокомпонентным, межслойным лакам, но включает в себя 2 состава (две баночки), которые при взаимодействии с акриловыми красками (в определённом порядке) или при взаимодействии друг с другом дают трещины.

Ход работы таков:

  • Если хотим получить трещины в красочном слое, то наносим на предмет краску (цвет трещин), затем состав №1, подсушиваем, затем краску (основной фон), подсушиваем и завершаем составом №2. Краска растрескивается.
  • Если хотим получить трещины лакового слоя (как в 2х компонентном старении, о чём ниже), то наносим состав №1, подсушиваем, затем состав №2. При их взаимодействии друг с другом появляются трещины.

Характер трещин зависит:

- от способа нанесения и толщины слоя краски

Например, на короб под бутылку я наносила краску плоской кистью, тонким слоем, - получились мелкие «квадратные» трещины:


- от времени сушки

- от условий сушки (естественные или феном)

На следующем примере шкатулка сушилась в естественных условиях, трещины получились тонкие:


а доску я сушила феном, и трещины разрывало вширь:


Работа с двухкомпонентным кракелюрным лаком

Здесь основной принцип получения трещин - несовместимость основ составов: один компонент на основе синтетической смолы, а другой - на водной основе. Важную роль играет также разное время высыхания составов, нанесённых друг на друга.

Ход работы:

Наносим первый состав (патинирующий лак). Сушим. Наносим второй состав (кракелюрный). Появляются трещины в лаковом слое, которые «проявляем», втирая пигменты.

Время сушки первого состава варьируется от одного до восьми часов (это отразится на габаритах трещин). На примере бутылки, сушка первого слоя заняла всего 1,5 часа, и трещины получились длинные:


Опять же, многое зависит от толщины слоёв. На разделочной доске слой патинирующего лака тоненький и трещины получились мелкие:


Не забывайте и об условиях сушки. Коробочка сушилась феном после нанесения 2-ого слоя. На фото видно, как разорвало трещины:


При работе с двухкомпонентными составами можно старить всю поверхность или частично, например по углам изделия, создать сетку трещин. Попробуйте использовать в одном изделии пигменты для затирки разных цветов...

В общем, экспериментируйте! Не бойтесь фантазировать и придумайте историю Вашего изделия - что с ним могло происходить, чтобы появились эти трещинки? Может, его поливало дождем? Может, его перекрашивала ещё Ваша прабабушка? А может, Вы приобрели это маленькое сокровище у бродячего старьевщика? Пусть у Вашей работы будет своя легенда. Поверьте: это очень помогает.

Всегда рада помочь, Лида.


Copyright Litali © 2017